Калейдоскоп рукоделий Калейдоскоп рукоделий Калейдоскоп рукоделий

ВЫШИВКА декупаж КВИЛЛИНГ валяние БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ вязание МАКРАМЕ скрапбукинг ПЛАСТИКА мыловарение

 Вышивка крестиком

Вышивка бисером

Вышивка икон бисером

Икона "Прибавление ума">>>

Значение образов >>>

Мастер-класс по вышивке картин бисером >>>

Вышивка лентами

Бисероплетение

Макраме

Квиллинг

Мыловарение

Валяние

Скрапбукинг

Вязание

Квилтинг

Бумаготворчество

* ОРИГАМИ

* КИРИГАМИ

Пэчворк

Декупаж

На главную страницу >>>

 

                              История вышивания икон

В чем отличие светской вышивки от церковной? Ведь существует множество картин на церковную тематику, которые не становятся при этом церковной вышивкой. Вышивая картины на светскую тематику, мы получаем эстетическое удовольствие от вышивания, от полученного отображения мира. В иконе красота духовная выше красоты внешней. Икона в переводе с греческого — это «образ». Образ, который воплотил Слово. Слова Священного Писания находят свое образное выражение в линиях и красках православной иконы. В иконе все подчинено раскрытию внутреннего смысла, характерна подчеркнутая условность изображения.

Во времена военных походов или путешествий воины обязательно брали с собой копии икон в виде вышивки, ведь с иконой, написанной на доске, трудно было передвигаться или сражаться. Такая вышитая икона является копией с ее иконописного аналога. Была еще широко распространена другая древняя традиция — подвесных пелен под иконы. Они дополняли смысл иконописного образа. Пелены подвешивались под иконы ряда иконостаса и под аналойные иконы, сопровождали образы в христианских процессиях. Помимо этого, через подобные ткани подавались выздоровления. Так, одно из первых чудес от Казанской иконы Богоматери — исцеление слепого инока Иосифа, который прозрел после окропления святой водой, вытерев лицо пеленой от чудотворного образа. 

С древности церковная вышивка, младшая сестра иконописи, следовала за иконописцами, повторяя их сюжеты и композиции, сохраняя их каноны и традиции. Иконописцы делали на ткани прорисовку иконы, а монахини по ней вышивали. Ежедневная работа начиналась с молебного пения, часто с прибавлением акафиста тому святому, над ликом которого шла работа. Мастериц кропили святой водой, и только после этого они приступали к работе. В процессе работы непрестанно читались Псалтырь, жития и поучения святых. Вся работа над изготовлением иконы сопровождалась молитвой. Монахиня, прокалывая ткань иглой с лицевой стороны, произносила: «Господи!» — а выкалывая с изнаночной: «Помилуй!» По окончании работ совершался благодарственный молебен.

Для вышивки церковных облачений и утвари, покровцев, убрусов существовали свои стили вышивки, для изображения ликов святых есть выработанный веками способ вышивки — лицевое шитье. Лицевое шитье по своей художественной выразительности приближается к иконописному мастерству. Вместе с тем оно находит все более широкое применение, украшая собой литургические комплекты и плащаницы, облачения священнослужителей и хоругви, шитые походные иконостасы и подвесные пелены под иконы. Лицевое шитье требует от вышивальщицы большого количества времени, терпения, внимания и определенной подготовки.

Это, в первую очередь, большой труд, труд духовный. Лицевое шитье считается каноническим в церковной вышивке. Что же касается вышивки в других техниках, таких как крестик, гобеленовый шов, которые расширяют возможности в вышивании икон для большинства желающих, здесь необходим совет священнослужителя, так как вышивка в таких техниках не каноническая. Перед работой следует показать схему для одобрения священнослужителю и попросить благословения на вышивание. По окончании работы икону необходимо освятить. Чаще всего такими иконами украшают комнаты храма.

Иконы еще издревле украшали жемчужным шитьем, где нанизывались жемчужина к жемчужине на одну нить и затем пришивались швом «вприкреп». Позднее для украшения икон стали применять и бисер.

Сейчас бисером иконы вышивают в трех вариантах.

В первом случае накладывают на ткань бумажную икону (или написанный образ на холсте) и обшивают только облачения и оклад.

Второй способ: лик вышивается лицевым шитьем, а облачение — бисером, также с помощью бумажной иконы.

Третий вариант: вышивают всю икону по счетной схеме, крестиком, но такая вышивка не является каноничной.

Принимая такое важное решение, как вышивание иконы, следует осознать всю ответственность перед работой. Какую бы технику вышивания вы ни выбрали, главное, с какими чувствами и мыслями вы будете работать.

Советы тем,кто приступает к вышивке икон >>

Сарафанное радио